Излишняя свобода в воспитании ребенка — японский вариант

«Что посеешь – то и пожнешь», гласит русская народная пословица. Как ты воспитаешь своего ребенка, таким он и будет в жизни. На протяжении всего существования человечества существует множество методов воспитания детей. Каждый из них нацелен на формирование какого-либо определенного качества в ребенке.
Существует японский метод воспитания, который заключается в том, что до пяти лет ребенок является «императором». Его окружают любовью, балуют и не запрещают абсолютно ничего. Малыша не ругают за выходки в магазине или очередную истерику, его возможности безграничны.

На наш взгляд такая излишняя свобода в воспитании ребенка выглядит достаточно странно. Ведь вседозволенность крайне опасна. Когда ребенок оказывается в ситуации, где ему говорят «нет» посторонние люди, у него возникает непонимание и в дальнейшем может появиться психологическая травма, ведь его сознание не настроено на запреты, и он привык делать то, что он хочет и получать желаемое при любом раскладе. Так считают европейцы. В этом есть резоны, но критика японской системы воспитания связана в первую очередь с непониманием глубинных основ воспитания в японском обществе.
Японский метод объясняется тем, что малыш по своей природе крайне любопытен. Он должен по максимуму изучать мир с особой жадностью, понимать, что есть хорошо, а что плохо. Ведь без этого ребенок не сможет полностью познать то, что хочет. Но все хорошо в меру – рамки обязательно должны присутствовать, но и очень узкими их делать не стоит, так как ребенок должен исследовать мир самостоятельно.

Подходит ли нам такой метод? А давайте внимательней посмотрим на японцев. Что отличает с точки зрения европейца японцев — дисциплина, организованность. Казалось бы — дисциплина во взрослом состоянии и полная свобода в период, когда закладываются основы поведения. Что-то ту не так, скажете вы. Конечно не так, все не так.

свобода в воспитании ребенка

Воспитание и взросление связано с определенными периодами в жизни человека и потребностях в познании мира. Человек получает практически 70 процентов всей информации именно в ранний детский период. И именно поэтому существуют системы воспитания при которых детям до определенного возраста предоставляется если и не полная свобода, то рамки такой свободы очень широки. Ребенка не одергивают каждые пять минут и не кричат на 3-х летнюю кроху просто потому, что она засмотрелась по сторонам.

Смысл японской, и не только, системы в том, чтобы дать ребенку максимально полно познать простые истины этого мира, общие, фундаментальные, Ребенок до 5 лет еще дикое существо и пусть интересуется и изучает мир. Главное обеспечить ему безопасность. Еще — не надо путать свободу и вседозволенность. Ее в японском обществе не существует. Ребенку позволяется многое и за этим европейцы не видят рамок. Но это не значит, что их нет. Просто они естественны. Например ребенок в магазине устроил истерику — купи, купи, купи. Европейский ребенок и ему или купят, или отругают. В японском случае все зависит от возможностей. Есть деньги и покупка логична — купят с объяснением почему. Нет денег — не купят и тоже объяснят почему. Не ругая и не стараясь заткнуть ребенка. Пусть покричит если ему так хочется. Но такие проблемы в принципе не стоят в системе детского воспитания в японском традиционном обществе. Он не про материальное — оно про духовное воспитание и про познание мира. Мы же все хотим привести к какому-то материальному базису и пытаемся измерить культуру, основанную на других принципах,свобода в воспитании ребенка «своим аршином».

 

А что дальше, когда японец становится японцем — а сразу после того, как начинается его социализация. Но это уже другая история и не менее интересная. Как японцы, китайцы или корейцы добиваются результатов во воспитании дисциплины и сверхорганизованности.

Поделиться:
Новости партнеров

Add Comment