Что такое сепарация в психологии? Какие этапы развития влияют на ее формирование?

Сепарация в психологии – важный психологический процесс отделения ребенка от мамы (родителя или другого лица, с которым сформирована глубокая привязанность). Заключительным этапом сепарации является – выпустить ребенка во взрослую жизнь самостоятельным. Финал, в идеале, должен случится, примерно, в 19 лет. Сепарация долгий психологический процесс и на каждом этапе развития личности и взросления ребенка обе стороны испытывают трудности, пережить которые помогут высокая компетентность родителей, потому как именно они несут ответственность за детско-родительские отношения.

Очень ярко, процесс отделения, прослеживается в период возрастных кризисов. Собственно и задачей каждого из этих кризисов и является сепарация в соответствии с возможностями маленького человека.

сепарация в психологии

Виды и задачи детско-возрастных кризисов.

Психология выделяет четыре вида кризиса:

1. Одного года;

2. Трех лет;

3. Семи лет;

4. Подростковый кризис (с одиннадцати) лет.

Перед каждым из них стоят свои задачи развития личности и ее созревания. Без знания особенностей невозможно вырастить гармоничную личность, потому как сопровождаются они изменением поведения ребенка, зачастую неудобного для родителей: капризы, истерики, возражения. Не правильная реакция на поведение данного характера чревата низкой самооценкой, неумением принять решение, постоять за себя и прочее, человека во взрослой жизни.

Как проявляется сепарация в разные кризисы?

В год малыш хочет самостоятельно сидеть, брать предметы, открывать дверцы шкафа и вообще интересуется всем, до чего может добраться. Формируется зародыш «самости». Со временем он поймет, что способен сделать то или иное действие без посторонней помощи. Развитию этой самости препятствует ограничение движений и действий ребенка. Следует обеспечить ему безопасность и позволить совершить задуманное. Не нужно запрещать ребенку что-то делать. Лучше контролировать его действия со стороны, помогая ему, если понадобится.

В 3 года, ребенок познает себя. Он знает, что он это «он», мама другой человек, а так же свои желания и может себя охарактеризовать. Сепарация выражается в желании делать все самостоятельно. До этого он учился, наблюдал и уже имеет представление о том, как надеть одежду, мести пол, мыть посуду и другое, и пробует делать это сам. Также протестует, много и часто, ему не нравится, когда не считаются с его мнением. Если не позволить малышу делать все эти действия самому, даже если плохо получается, даже если медленно и нет терпения, можно еще долго совершать за него то, чему он бы с легкостью научился имея интерес.

В семь лет у большинства детей появляются проблемы самореализации, связано это с тем, что ребенок уходит в школу, где должен занять определенную социальную роль, уметь решать конфликты, находить общий язык самостоятельно. Поэтому в школу он уже должен пойти подготовленным в этом плане.

В подростковом периоде, ребенок способен отвоевывать свои границы, хамит, делает по-своему. Поведение не всегда хорошее, случается много конфликтов внутри семьи. У него уже имеется достаточный багаж знаний и личного опыта, на который он опирается и что не всегда нравится родителям. Ломая такого ребенка и обесценивая его мнение можно на выхлопе получить замкнутого в себе, не уверенного, не имеющего своей точки зрения, не способного принять решение человека.

Ругая маленького человека за капризы, несогласие с точкой зрения взрослого, нежелание выполнять требования, прежде всего, стоит задуматься о той нити, длиною в жизнь, под названием сепарация и позволить ему развиваться естественно. Чтобы в 19 лет помахать ему рукой с порога и не беспокоится о том, что он не сможет о себе позаботиться.

Поделиться:
Новости партнеров

Add Comment